Цессна T-50

«Цессна Эйркрафт Компани» - 1939
Знаменитый американский летчик и авиаконструктор Клайд Цессна занялся проектированием самолетов в 1911 гаду, а первая собственная авиастроительная фирма была создана им в сентябре 1916 года. Правда, уже через год она прекратила свое существование. Вернуться к любимому делу Цессне удалось в 1925 году, когда он вместе с Уолтером Бичем и Ллойдом Стирманом основал компанию «Трэвел Эйр Мануфэкчуринг». В ходе совместной работы возникли серьезные разногласия по поводу того, какими должны быть производимые фирмой самолеты. По этой причине в 1927 году Клайд Цессна ушел из «Трэвел Эйр» и зарегистрировал в Уичите, штат Канзас, компанию «Цессна Эйркрафт», которая занялась постройкой легких одномоторных монопланов.

Цессна T-50

Перюй двухмоторной машиной, созданной фирмой, стал пятиместный коммерческий самолет Цессна Модель Т-50 - свободнонесущий низкоплан смешанной конструкции. Крылья и хвостовое оперение были выполнены из дерева, а фюзеляж представлял собой сварную конструкцию из стальных труб, обшитую фанерой, а поверх нее полотном. Обшивка крыла была частично фанерной, а частично полотняной. Кроме того, полотном обшивались элероны и рули направления и высоты. Прототип впервые поднялся в воздух 26 марта 1939 гада. Самолет имел убирающееся с помощью электропривода трехопорное шасси с хвостовым колесом. Экипаж состоял из двух пилотов, сидящих бок о бок. Управление самолетом было дублированным.

В 1940 году Соединенные Штаты приступили к реализации широкомасштабной программы по наращиванию вооруженых сил, в том числе и такой их важнейшей составной части, как авиация. В результате заначительно увеличилась потребность в учебно-тренировочных самолетах. Цессна T-50 как нельзя лучше подходил для этой роли, тем более что по своей компоновке он был очень близок к основным американским бомбардировщикам В-25, В-24 и В-17. Еще одним преимуществом стало то, что изготавливался этот самолет из нестратегических материалов, а в условиях надвигающейся войны это было немаловажно.

26 июня, 2009 Автор: Admin

Категория: Вспомогательные самолеты | 

Стинсон L-5 «Сентинел»

«Стинсон Эйркрафт Дивижн» - 1941
В 1939 году конструкторами небольшой авиастроительной фирмы «Стинсон» был разработан легкий коммерческий самолет Стинсон 105 «Вояджер». Это был трехместный подкосный высокоплан смешанной металлодеревянной конструкции с полотняной обшивкой и неубирающимся трехопорным колесным шасси, оснащавшийся в зависимости от вариантов исполнения двигателями компаний «Континентал» или «Лайкоминг» различных серий и мощности. Машина оказалась весьма удачной и заняла прочное место на рынке гражданских самолетов подобного класса. Поэтому, когда в 1941 году армия США занялась поисками самолетов, подходящих на роль наблюдательных и связных машин, военные не могли пройти мимо «Вояджера».

Стинсон L-5 «Сентинел»

Шесть самолетов с двигателями Continental О-170-1, получившие индекс YO-54, были поставлены ВВС армии США для оценочных испытаний. Результаты тестирования в целом удовлетворили заказчика и привели к подписанию с компанией «Валти Эйркрафт Инкорпорейтед» контракта на изготовление 275 несколько доработанных самолетов 0-62. Они отличались от YO-54 увеличенными габаритами и весом, а также установкой более мощных двигателей Lycoming 0-435-1 (185 л. с). Кроме того, новый самолет стал более «деревянным»: многие элементы конструкции, выполнявшиеся на оригинальном «Вояджере» из легких сплавов, на 0-62 были заменены деревянными. Остался лишь металлический каркас фюзеляжа, сваривавшийся из стальных труб. Это было сделано из-за возможного возникновения дефицита алюминиевых сплавов, которые в условиях войны направлялись в первую очередь на постройку боевых самолетов. Были внесены и другие изменения: перекомпонована кабина для размещения двух членов экипажа по тандемной схеме, уменьшена высота задней части фюзеляжа с целью улучшения обзора назад и предусмотрена возможность использования прозрачного покрытия крыла над кабиной. Модернизировано было и шасси: оно попрежнему осталось неубираемым, но теперь амортизаторы основных стоек могли выдерживать вдвое более сильные удары.

26 июня, 2009 Автор: Admin

Категория: Вспомогательные самолеты | 

Пайпер L-4 «Грассхоппер»

«Пайпер Эйркрафт Компани» - 1937
В конце 30-х годов командование сухопутных войск армии США стало все более настойчиво выдвигать требования оснастить военную авиацию достаточным количеством легких многоцелевых самолетов, предназначенных в первую очередь для ведения оперативной разведки поля боя, корректировки огня дальнобойной артиллерии и осуществления связи между различными войскоными соединениями. Эти требования были услышаны Boeнным департаментом, и было решено в ходе учений, намеченных на 1941 год, провести оценочные испытания и выбрать подходящий вариант самолета для постановки его на вооружение. Объявлять конкурс на созжание новых моделей самолетов не было необходимости, поскольку в Соединенных Штатах к тому времени имелся достаточно развитой рынок гражданских машин подобного класса. Веенннм просто-напросто нужно было остановить свой выбор на одном или нескольких типах на уже существующих и находящихся в производстве самолетов.

Пайпер L-4 «Грассхоппер»

Основными претендентами на победу в соревновании по
праву считались три модели: Тэйлоркрафт D, Аэронка 65 и Пайпер J-3. По четыре самолета этих типов были предоставлены заказчику и получили армейские обозначения YO-57, YO-58 и YO-59 соответственно. Все они были близки между собой как внешне, так и по своим характеристикам, поэтому в ходе сравнительного тестирования ими били продемонстрированы практически одинаковые результаты, полностью удовлетворившие военных. В дальнейшем самым массовым вариантом связного и наблюдательного самолета американской армии стал Пайпер YO-59 (в апреле 1942 года индекс был изменен на L-4, соответственно изменились обозначения и машин конкурентов - они стали называться Тэйлоркрафт L-2 и Аэронка L-3), поэтому более подробно мы остановимся на этом самолете. Отметим, что L-2, L-3 и L-4 носили одно и то же имя «Грассхоппер» (Grasshopper - кузнечик) - из-за способности взлетать с очень небольших хоть сколько-нибудь пригодных площадок.

26 июня, 2009 Автор: Admin

Категория: Вспомогательные самолеты | 

Норт Америкен BC-1/AT-6 «Тексан»

«Норт Америкен Авиэйшн Инкорпорейтед» - 1937
С середины 30-х годов на вооружение Авиационного корпуса армии США начали поступать истребители и штурмовики нового поколения: цельнометаллические одномоторные монопланы с закрытыми кабинами и убирающимся в полете шасси, как, например, Консолидейтед Р-30, Северский Р-35 или Нортроп А-17. Они пришли на смену устаревшим бипланам 20-х годов с зачастую открытыми кабинами и полотняной обшивкой. Существенно возросли и скорости. Новая техника предъявляла значительно более высокие требования к пилотам, соответственно появилась необходимость в новых учебно-тренировочных машинах, по своей конструкции, техническим характеристикам и пилотажным качествам приближенных к боевым самолетам.

Норт Америкен BC-1/AT-6 «Тексан»

Специалисты компании «Норт Америкен Авиэйшн Инкорпорейтед» из Инглвуда, штат Калифорния, одними из первых уловили веяния времени и разработали проект современного учебно-тренировочного самолета NA-16, впервые поднявшегося в воздух 1 апреля 1935 года. Через два года усовершенствованный вариант этой машины — NA-26 — выиграл объявленный Авиационным корпусом конкурс на самолет боевой подготовки летного состава. Это был двухместный моноплан цельнометаллической конструкции (за исключением полотняной обшивки задней части фюзеляжа, элеронов и рулей) с низкорасположенным крылом и убирающимся в полете трехопорным шасси. В качестве силовой установки был использован звездообразный двигатель Pratt & Whitney R-1340 Wasp мощностью 550 л.с.

20 июня, 2009 Автор: Admin

Категория: Вспомогательные самолеты | 

Бич 18

«Бич Эйркрафт Корпорейшн» - 1937
В декабре 1935 года специалисты «Бич Эйркрафт Корпорейшн» приступили к проектированию своего второго самолета, обозначенного как Модель 18. Это должна была быть машина, принципиально отличающаяся от предыдущей разработки компании — биплана Бич 17 — и рассчитанная на перевозку восьми пассажиров. 15 января 1937 года новый самолет впервые поднялся в воздух. Он представлял собой двухмоторный цельнометаллический низкоплан с фюзеляжем полумонококовой конструкции, свободнонесущим разнесенным двухкилевым хвостовым оперением и убирающимся с помощью электропривода трехопорным шасси с хвостовым колесом, которое при необходимости могло заменяться на поплавковое или лыжное. Экипаж самолета Бич 18 состоял из двух пилотов, сидящих бок о бок. В качестве силовой установки использовались звездообразные двигатели воздушного охлаждения Wright R-760-E2 мощностью 320 л.с.

Бич 18

Самолет был ориентирован на рынок корпоративных пассажирских самолетов и авиалайнеров для мелких авиакомпаний, где ему пришлось вступить в конкурентную борьбу с машинами Локхид 12. Даже обладая всеми необходимыми для самолетов такого класса качествами, а именно низкими эксплуатационными расходами, достаточным уровнем комфорта и безопасности, способностью взлетать с небольших аэродромов, тягаться на равных с локхидовской «Электра Юниор» Бич 18 было не под силу. По этой причине до 1 сентября 1939 года удалось продать только 39 машин этого типа.

Появление новых модификаций Бич 18, отличавшихся друг от друга в первую очередь двигателями (их мощность варьировалась от 285 до 450 л.с.), не смогло улучшить положение кардинально — в 1940 году было продано около 30 машин. Ситуация изменилась лишь после того, как самолетом «Бич Эйркрафт» всерьез заинтересовались военные.

20 июня, 2009 Автор: Admin

Категория: Вспомогательные самолеты | 

Бич 17

«Бич Эйркрафт Корпорейшн» - 1932
В 20-е годы в Соединенных Штатах активно проводились всевозможные авиационные шоу; в ходе которых пилоты демонстрировали высший пилотаж и ошеломляющие трюки — например, хождение по крылу или перелезание по веревочной лестнице с одного самолета на другой. Спрос на подобные зрелища, естественно, вызвал потребность в новых самолетах, надежных и легких в управлении. И именно пилоты могли лучше всех сориентироваться в том, что нужно сфере авиаразвлечений, а одновременно и зарождающемуся рынку воздушных перевозок. Поэтому многие из них решили заняться бизнесом.

В 1925 году известными авиаторами Уолтером Бичем, Клайдом Цессной и Ллойдом Старманом была основана компания «Трэвел Эйр Мануфэкчуринг», которая шестью годами позже была поглощена корпорацией «Кертисс-Райт». Работа в новой компании не принесла Уолтеру Бичу удовлетворения, и в апреле 1932 года он вместе со своей женой Оливией создал фирму «Бич Эйркрафт Корпорейшн», которой за годы ее существования было построено около 45 000 самолетов.

Бич 17

А ключом к успеху стал первый самолет, разработанный специалистами новой компании и совершивший свой первый полет в ноябре того же 1932 года. Машина получила обозначение Бич Модель 17R и имя «Стаггервинг» — из-за весьма необычной конструкции крыла. Если у подавляющего большинства бипланов (а именно по такой схеме был построен самолет Бич 17) верхнее крыло находится над нижним или вынесено по отношению к нему вперед, то у «Стаггервинга» оно было смещено назад. Такая компоновка была выбрана потому, что она, с одной стороны, обеспечивала пилоту гораздо лучший обзор, а с другой — позволяла получить оптимальное сочетание скорости и устойчивости. Самолет имел смешанную металло-деревянную конструкцию. Передняя часть фюзеляжа, каркас которого был сварен из стальных труб, имела металлическую обшивку; а задняя, за кабиной, рассчитанной на размещение пилота и трех-четырех пассажиров, — полотняную. Двухлонжеронные крылья были выполнены целиком из дерева и также обшивались полотном. В качестве силовой установки для Бич 17R был выбран 9-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Wright R-975-E2 Whirlwind мощностью 420 л.с. Самолет имел неубирающееся трехопорное шасси с хвостовым колесом, которое обладало интересной особенностью: его основные стойки были закрыты массивными обтекателями, а колеса, чтобы полностью скрыться под ними, могли в полете подниматься на 15 см.

20 июня, 2009 Автор: Admin

Категория: Вспомогательные самолеты |